или с помощью
 
80 лет тому назад. Часть вторая
  1. 80 лет тому назад. Часть вторая

  2. Citroen/Asia

  3. 80 лет назад группа авантирюстов из Citroen отправилась в Центральную Азию. Пробег затянулся на 9 месяцев и чуть не стоил жизни ее участникам.
    / 23.05.11
    / Путешествия
    /     4

Маршрут 3-й миссии Хаардта и Луи Одуен-Дюбрея должен был связать Бейрут и Пекин. Незадолго до отъезда советские власти запретили проезд через русский Туркестан. Тогда возникла идея разбить экспедицию на две части. Маршрут группы «Памир» пролегал через Дамаск, Багдад, Тегеран, Кабул, Пешавар, Сринагар, Гилгит, Ташкурган... На ее пути были заснеженные перевалы Памира. Тогда как группа «Китай» выдвигалась навстречу из Пекина. Но, встретиться в намеченной точке не удалось...

Группа «Китай»

Вечером 26 марта 1931 года Виктор Пуен, молодой морской офицер, участвовавший в защите французской концессии (территория, находившаяся под управлением Франции) в Шанхае в мае 1925 года, имевший опыт плавания на канонерке Doudart-de-Lagree по Янцзы, встречает 16 человек из своей группы, прибывших Тяньцзинь по Транссибирской магистрали.

  • Переправа через Хуанхэ, что в переводе с китайского значит «Желтая река»

    Переправа через Хуанхэ, что в переводе с китайского значит «Желтая река»

Из дорожных записок Мориса Пено «Мы задержались на полдня в Москве. Посещение могилы Ленина и нескольких большевистских музеев. Нас сопровождала делегированная ГПУ мадам Элизабет Варлберг. Она была весьма корректна, очень хорошо говорила по-французски и прекрасно знала свою работу гида. Она была очень сдержанна и естественно расхваливала хорошие стороны большевистского режима. Вечером в 18 часов мы поднялись в вагоны, которые не должны были покидать до российской границы в Манчжурии».

  • Слева изображен «Петро» — переводчик экспедиции Владимир Петропавловский. Инженер по строительству мостов и дорог, он прекрасно знал местные нравы и философию. «Во время различных официальных встреч собеседники неоднократно отмечали прекрасное владение г-ном Петропавловским китайского языка», — писал Виктор Пуен.  На фото справа — шеф-механик группы «Китай» Морис Пено (1886 — 1975). В 20-е годы работал механиком спортивных автомобилей у Жана-Альбера Грегуара. Был шефом-механиком «Черного рейда». Стал доверенным лицом А.Ситроена и Ж-М.Хаардта.

    Слева изображен «Петро» — переводчик экспедиции Владимир Петропавловский. Инженер по строительству мостов и дорог, он прекрасно знал местные нравы и философию. «Во время различных официальных встреч собеседники неоднократно отмечали прекрасное владение г-ном Петропавловским китайского языка», — писал Виктор Пуен. На фото справа — шеф-механик группы «Китай» Морис Пено (1886 — 1975). В 20-е годы работал механиком спортивных автомобилей у Жана-Альбера Грегуара. Был шефом-механиком «Черного рейда». Стал доверенным лицом А.Ситроена и Ж-М.Хаардта.

В воскресенье 29 марта в Тяньцзинь были доставлены морем из Марселя транспортные средства экспедиции. Всего неделя ушла на подготовку: механики были вынуждены поторапливаться так как публикации в местной прессе по поводу подозрительных иностранцев нагнетали и без того натянутую обстановку. Ранним утром 6 апреля семь С6 отправились в дорогу в сопровождении двух грузовиков, имевших точно такие же моторы и коробки, что и гусеничные автомобили, и к 16 часам прибыли в Пекин.

  • В самом начале пути группы «Китай», не доезжая Чжанцзякоу, прежде известный как Калган, возникший как пограничная застава на Великой Китайской стене, в полутора сотнях километрах от Пекина

    В самом начале пути группы «Китай», не доезжая Чжанцзякоу, прежде известный как Калган, возникший как пограничная застава на Великой Китайской стене, в полутора сотнях километрах от Пекина

Во избежание лишнего риска группа пересекла город, не останавливаясь, и разбила бивуак в 50 км. от него в храме Черного дракона. Но, несмотря на все предосторожности, Пуену пришлось еще неоднократно возвращаться в Пекин для новых переговоров и разрешений. Но не только подозрительность китайских властей задержала продвижение каравана. Уже 7 апреля начала выходить из строя сгоревшая во время плавания под тропическим солнцем резина гусениц.

  • До начала экспедиции в феврале 1991 года автомобили тестировались в окрестностях замка Эрменонвиль, в 40 километрах к северу от Парижа.

    До начала экспедиции в феврале 1991 года автомобили тестировались в окрестностях замка Эрменонвиль, в 40 километрах к северу от Парижа.

  • Citroen/Asia

Из дорожных записок Мориса Пено «В среду 8 апреля мы выехали в 15 часов. Вышла из строя еще одна гусеница, меняем ее, а также несколько шкивов и зубьев. Разбили лагерь на плато. Здесь нас нагнал доктор Чу-Минь-Ю со своей свитой. Ознакомившись с нашим оборудованием и сделав несколько фотографий, вечером он уехал в Пекин. Больше всего китайского ученого интересовала мачта беспроволочного телеграфа с развевавшимся на ее верхушке французским флагом...»

  • На фото слева: Рожэ Кервизи, радист группы «Китай». Фото справа: французы называли ламами всех тибетских монахов.

    На фото слева: Рожэ Кервизи, радист группы «Китай». Фото справа: французы называли ламами всех тибетских монахов.

Французскому правительству удалось получить разрешение на пересечение Китая вооруженными людьми, имеющими радиопередатчик (T.S.F.), при условии, что в экспедицию будут включены китайские ученые во главе с говорящим по-французски членом Центрального Комитета Гоминьдана доктором Чу-Минь-Ю. Было решено, что официальным названием экспедиции будет «Научная китайско-французская экспедиция» во главе с доктором Чу-Минь-Ю и его заместителем Ж-М.Хаардтом.

  • «Расстояние примерно 1200 км. Караван из 16 верблюдов. Вышел из Баотоу (опечатка „Р“ вместо „B“) 4 марта 1931 года в направлении Хами. Транспортировка провианта и запасных частей.»

    «Расстояние примерно 1200 км. Караван из 16 верблюдов. Вышел из Баотоу (опечатка „Р“ вместо „B“) 4 марта 1931 года в направлении Хами. Транспортировка провианта и запасных частей.»

Сменив за три дня 14 гусениц и полностью исчерпав запас, шеф-механик экспедиции Пено приходит к заключению: поломка вызвана перенапряжением в развале. Ситроену отправлена телеграмма с просьбой выслать новые гусеницы. 24 апреля группа прибыла в Калган (ныне Чжанцзянкоу), где получила депешу следующего содержания: «Сегодня отправил в Калган по Транссибирской магистрали тридцать новых гусениц с сопровождающим Берже. Подпись: Андре Ситроен.»

  • Отъезд из Сринагара, главного города Кашмира, группы «Памир»

    Отъезд из Сринагара, главного города Кашмира, группы «Памир»

Тем временем механик Морис Пено на поезде возвращается в Тяньцзинь, где по его чертежам в кустарной китайской мастерской отливаются новые реактивные тяги и вносятся изменения в конструкцию заднего моста. В Калган к экспедиции присоединяется известный французский исследователь Пьер Тейяр де Шарден, обосновавшийся в Китае в апреле 1926 года. Наконец к вечеру 11 мая рикша приближается к палаткам лагеря. После двухнедельного путешествия по железной дороге Берже доставил 30 двухметровых ящиков, зарегистрированных как «личный груз».

  • Перевал Бурзил Большого Гималайского хребта, на высоте около 4000 метров над уровнем моря. Здесь автомобили группы «Памир» двигались со скоростью 1 км/ч

    Перевал Бурзил Большого Гималайского хребта, на высоте около 4000 метров над уровнем моря. Здесь автомобили группы «Памир» двигались со скоростью 1 км/ч

Дождавшись группу китайского «ученого», которого сопровождали закончивший во Франции военное училище Сен-Сир генерал Яо, учившийся в Советском Союзе полковник Тяо, зоолог Хо, ботаник Лю, геолог Юнг и журналист Чу, Виктор Пуен решает трогаться дальше. Проделав за три дня 500 километров, «почти без проблем», если не считать пробитого бензобака, поломки вентилятора и оси одного из прицепов, группа «Китай» прибыла в Баотоу, важный узел караванных путей.

  • На пути группы «Памир» традиционная гималайская деревня, июль 1931 года.

    На пути группы «Памир» традиционная гималайская деревня, июль 1931 года.

Вот как его описывает отец Тейяр: «Длинные вереницы верблюдов, нагруженных опиумом, невинно замаскированным шкурами. Это хорошо организованная китайским губернатором, монгольскими князьями и главарями шаек контрабандная торговля. Местечко состоит из живописного тибетского монастыря и двух китайских постоялых дворов, расположенных в гранитной горловине, на берегу ручья. Несколько чахлых вязов в овраге и очаровательные абрикосовые деревья, полностью покрытые розовыми цветами».

  • Левое фото: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), французский геолог, палеонтолог и философ, в общей сложности провел в Китае 20 лет. 13 мая 1931 года. Рисунок справа: портрет караванщика. Художник А.Яковлев. Урумчи 29 октября 1931 года

    Левое фото: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), французский геолог, палеонтолог и философ, в общей сложности провел в Китае 20 лет. 13 мая 1931 года. Рисунок справа: портрет караванщика. Художник А.Яковлев. Урумчи 29 октября 1931 года

Здесь караван задержался на четыре дня и, смонтировав свой беспроволочный телеграф на невысоком холме, радист Кервизик впервые услышит группу «Памир». Отсюда начнется пересечение Черного Гоби, страшной пустыни, не идущей ни в какое сравнение с Сахарой. Автомобили перегружены: необходимо вести с собой горючее — более тысячи литров на автомобиль, около 50 литров масла, смазку для гусениц, питание, оборудование и запасы на полторы тысячи километров.

  • Автомобиль группы «Китай» в пустыне Гоби

    Автомобиль группы «Китай» в пустыне Гоби

Пуен заблаговременно, еще из Калган, отправил вперед запасы горючего, но они ждут в 272 километрах и чтобы облегчить машины, путешественникам пришлось расстаться со значительной частью личного багажа. Две недели скитаний в основном по руслам пересохших рек привели караван в мертвый город в дюнах. Насколько они были изнурительны, можно судить по хронике только одного дня, например субботы 30 мая.

  • Посреди пустыни Гоби

    Посреди пустыни Гоби

Из дорожных записок Мориса Пено «В 5 часов утра отправляюсь с кап. Пуеном и «Петро» на поиски прохода. Через несколько часов ходьбы мы добрались до русла реки. Часам к 10 возвращаемся к машинам. Через час весь караван уже в русле реки. Но через 500 метров, нас останавливает выступ скалы. Совещаемся, и Брюль решает взорвать скалу. Карл по его указаниям делает отверстия под заряды.

  • Группа «Памир» в Гималаях, 14 июля 1931 года

    Группа «Памир» в Гималаях, 14 июля 1931 года

Тем временем Пуен, Раймон и «Петро» снова отправились на разведку. Наш проводник повторяет, что дальше идти невозможно, но тоже продолжает поиски. Взрываем скалу и все принимаются расчищать проезд, только китайские ученые продолжают наблюдать за нами. Возвращаются разведчики — по выражению их лиц ясно, что дела плохи. Мы быстро перекусываем и расходимся на поиски. Русло заканчивается нагромождением скальных уступов 4 — 5 метровой высоты. Если пытаться проехать здесь, потребуется дней 5 — 6 работы.

  • Проводник экспедиции Гумбо

    Проводник экспедиции Гумбо

Возвращаемся по другому рукаву и километров через пять находим нечто похожее на проход... Возвращаемся к машинам и в половине шестого трогаемся. В конце концов, нам удается пересечь русло. Не досчитавшись проводника, в 9 часов вечера капитан Пуен решает разбить лагерь в трех километрах у колодца. Отправив на его поиски своего монгольского проводника и Гао, капитан распорядился развести костер на возвышении и каждые 10 минут пускать ракеты. Комбо и Гао вернулись к полуночи, никого не обнаружив. Все спят, день выдался тяжелый, хотя мы и проехали всего 9 километров".

  • Группа «Памир». Из соображений безопасности по подвесным мостам через горные реки автомобили часто перетягивали на другой берег тросами

    Группа «Памир». Из соображений безопасности по подвесным мостам через горные реки автомобили часто перетягивали на другой берег тросами

До Сучжоу (Цзюцюань) еще 450 километров, но добраться туда в полном составе невозможно: на каждый автомобиль не хватает около сотни литров горючего. Пуен решает ехать вперед с одним вездеходом и двумя грузовиками. Остатки топлива, которых хватит еще на 250 километров, распределены между шестью вездеходами. Потом, до 13 июня, дожидаясь горючее, механики обслуживали автомобили. Еще через два дня караван добрался до Сучжоу, где задержался на пять суток. Здесь Пуен узнает о восстании мусульман провинции Синьцзян, через которую лежал путь экспедиции. Там правили военные генерал-губернаторы, поддерживавшие более тесные связи с Россией, нежели с центральным правительством.

  • Группе «Памир» пришлось преодолеть не менее полусотни ненадежных мостов

    Группе «Памир» пришлось преодолеть не менее полусотни ненадежных мостов

Из дорожных записок Мориса Пено «Между тем капитан Пуен получил приказ не пользоваться беспроволочным телеграфом... В четверг утром он сказал мне: „Мы получим разрешение покинуть Сучжоу, но при условии, что поедем через пустыню, стало быть необходимо снова предусмотреть, что автомобили будут перегружены“. Нам придется взять по тысяче литров бензина на автомобиль, масло смазку, воду и провиант, так как нам предстоит проделать 700 км. по пустыне...»

  • Облегченные Citroen- Kegresse группы «Памир» справились с высокогорьем, хотя порой на узком серпантине гусеницы приходилось «заносить» при помощи домкратов

    Облегченные Citroen- Kegresse группы «Памир» справились с высокогорьем, хотя порой на узком серпантине гусеницы приходилось «заносить» при помощи домкратов

Группа продолжает свой путь, вопреки дурным предзнаменованиям. В один из дней в разрушенном форте попадается вешка с надписью иероглифами: «Не ходите на Запад. Опасно. Прячьте верблюдов в горах и ждите». "Это было наверняка свежее послание, — записывает Лефевр — оставленное караванщиком своим коллегам. Своеобразная газета пустыни, таинственным образом распространявшая новости в этой необитаемой местности. 28 июня, проехав накануне 106 километров, мы приближаемся к сожженному и оставленному жителями Хами.

  • Уже прошло три месяца, как группа «Памир» выехала из Бейрута. Пройдено около 6000 километров.

    Уже прошло три месяца, как группа «Памир» выехала из Бейрута. Пройдено около 6000 километров.

Два перепуганных «шанту» бегут навстречу машинам. От ужаса их речь становится совсем непонятной, но, в конце концов «Петро» разбирает их плохой китайский. «Не ходите на Запад, там воюют...», — чтобы их лучше поняли, они неистово жестикулируют. — Кто воюет? — Все, — повторяют они, все воюют...«. Они говорили правду. Вдалеке слышался треск пулемета и тяжелые удары пушки...». Оказавшись в эпицентре гражданской войны, европейцам, и без того подозрительным в глазах азиатов, приходилось соблюдать максимальную осторожность, чтобы не спровоцировать враждебность местного населения.

  • Группа «Памир». На испещренном осыпями склоне после Астор скользящие вниз автомобили пришлось сдерживать тросами

    Группа «Памир». На испещренном осыпями склоне после Астор скользящие вниз автомобили пришлось сдерживать тросами

Из дорожных записок Мориса Пено «... Мы попали в зону обстрела. Конвой с оружием и боеприпасами, направлявшийся в Хами только что был атакован повстанцами, на земле лежало не менее сорока убитых и столько же раненных... При виде наших машин, повстанцы ретировались, приняв нас за китайское подкрепление... Подоспевшая из Хами подмога несколькими пулеметами и пушкой, остановила контратаку и мы смогли продолжить движение. Мы добрались до Хами в 9 часов вечера, проехав 88 км.».

  • Вооруженные люди в Синьцзянской провинции (Восточный Туркестан

    Вооруженные люди в Синьцзянской провинции (Восточный Туркестан

Тем не менее, восстание затрудняет продвижение и в город-оазис Турфан у южного подножия Тянь-Шаня группа прибывает только в начале июля. Жара становится невыносимой — даже ночью под 50° (днем определить температуру воздуха невозможно — термометры зашкаливает), и моторы «не тянут». В этом городе экспедиция задержится на 10 дней, тогда как Пуен вместе с китайскими сопровождающими вызван в Урумчи. Уехавший с ним Шове вернулся 16 июля с эскортом солдат, но сумел украдкой передать записку, в которой начальник просил предупредить французское представительство в Пекине и любой ценой избавиться от пулеметов.

  • Александр Яковлев. Портрет военного из Урумчи. Октябрь 1931 года

    Александр Яковлев. Портрет военного из Урумчи. Октябрь 1931 года

Из дорожных записок Мориса Пено «Выехали из Турфан в пятницу 17 июля. Жарко. Гюстав Кегресс жалуется на боли в животе... В этот день мы не смогли ни воспользоваться телеграфом, ни избавиться от пулеметов, так как находимся под постоянным наблюдением. Вечером остановились на берегу реки, проехав 87 км. Доктор не отходит от Гюстава Кегресс, у которого начался приступ аппендицита» Суббота 18 июля. Выехали очень рано... Военный грузовик замыкает колону».

  • Фото слева: механик группы «Китай» Гюстав Кегресс, племянник инженера Адольфа Кегресса. Октябрь 1931 года. Справа изображена афиша фильма об экспедиции Ситроена в Центральную Азию и Chinois (рисунок Александра Яковлева)

    Фото слева: механик группы «Китай» Гюстав Кегресс, племянник инженера Адольфа Кегресса. Октябрь 1931 года. Справа изображена афиша фильма об экспедиции Ситроена в Центральную Азию и Chinois (рисунок Александра Яковлева)

Оборудовав для больного на одном из автомобилей подобие кушетки, группа «Китай» продолжает движение и 18 июля, обманув бдительность китайского конвоя, французы закапывают пулеметы. Самовольно покинув Урумчи, на следующий день их встречает верхом на лошади Виктор Пуен. Караван останавливается в небольшой пагоде в двух километрах от города, и в первую очередь разбирает автомобили, «чтобы у китайцев не возникло желания их реквизировать». С этого момента они уже не сомневаются, что попали в ловушку...

Текст: Константин Комков
Фото: CITROEN COMMUNICATION

Продолжение следует...

23.05.11

 
  • Заинтриговали окончательно! / 23.05.11 / 12:08

  • С нетерпением ждем развязку! / 23.05.11 / 12:25

  • Мое почтение,Константин! Захватывающая статья! Я весь в предвкушении продолжения) / 23.05.11 / 14:57

  • Закончили верстку третьей, заключительной части. Она самая большая из всех, много текста и еще больше фотографий. Будет доступна на сайте 30-го мая или 6-го июня, точно пока неизвестно.
    Константин действительно молодец. Проделал для нас огромную работу, настоящая журналистика. / 23.05.11 / 17:44

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
    1. "Северные волки" ставят рекорд!

    2. Полярная экспедиция AMAROK

    3. Команда на пикапах Amarok пройдет сложнейший маршрут от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет.
      / 15.02.13
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 2)
    2. Всем бы так (часть 2)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 17.10.12
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 1)
    2. Всем бы так (часть 1)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 14.10.12
      / Репортаж
      /     1
    1. Шинный вопрос
    2. Шинный вопрос

    3. Зимние шины

    4. Ничего себе! Однако! Уверен, что ценники на новую «резину» заставляют произносить именно такие слова.
      / 05.10.12
      / Репортаж
    1. Комфорт повышенной проходимости
    2. Комфорт повышенной проходимости

    3. Honda CR-V

    4. Жаль, что тест-драйв новой Honda CR-V в Мюнхене закончился до начала Октоберфеста. А то бы я не только про автомобили рассказала, но и про пиво!
      / 04.10.12
      / Репортаж
      /     2
    1. MAZDA SPORT CUP 2012
    2. MAZDA SPORT CUP 2012

    3. MAZDA SPORT CUP 2012

    4. В Смоленске 22 сентября 2012 года финишировал Mazda Sport Cup 2012
      / 02.10.12
      / Репортаж