или с помощью
 
80 лет тому назад. Часть третья
  1. 80 лет тому назад. Часть третья

  2. Citroen/Asia

  3. 80 лет назад группа авантюристов из Citroen отправилась в Центральную Азию. Пробег затянулся на 9 месяцев и чуть не стоил жизни ее участникам.
    / 06.06.11
    / Путешествия
    /     3

Маршрут экспедиции Ситроена в Центральную Азию должен был связать Бейрут и Пекин. Облегченные Citroen-Kegresse группы Жоржа-Мари Хаардта осуществили связку Бейрут — Центральная Азия. Навстречу им из Пекина выдвинулись автомобили группы «Китай», нагруженные тяжелым оборудованием. Встреча была назначена в Кашгаре. Однако вторая группа под руководством Виктора Пуэна была на месяц задержана в Урумчи.

  • Токсунское ущелье. Октябрь 1931 года. Среди этого нагромождения скал встретились руководители двух групп экспедиции Жорж-Мари Хаардт и Виктор Пуен.

    Токсунское ущелье. Октябрь 1931 года. Среди этого нагромождения скал встретились руководители двух групп экспедиции Жорж-Мари Хаардт и Виктор Пуен.

Ситуация настолько серьезная, что даже в своих письмах отец Тейяр вынужден ограничиваться намеками. «Въехав в Синьцзян, благодаря стечению политических обстоятельств, уже месяц мы находимся в столице провинции — Урумчи. Окружены вниманием и все же в плену. Похоже, не осталось никакой надежды ехать дальше в Кашгар. Причиной тому отрицательное отношение Нанкина к любой иностранной экспедиции в Китай. Я был к этому готов и даже не надеялся, заехать так далеко в Центральную Азию».

  • Урумчи. 5 сентября 1931 года. Самый отдалённый от моря крупный город в мире расположен на северных склонах Тяньшанских гор.

    Урумчи. 5 сентября 1931 года. Самый отдалённый от моря крупный город в мире расположен на северных склонах Тяньшанских гор.

Положение усугубляется тем, что группа «Китай», которой запрещено пользоваться беспроволочным телеграфом, не может предупредить руководителя экспедиции Хаардта, тогда как последний направляется в Кашгар. Восстание мусульман становится предлогом для губернатора Синьцзяна, чтобы попытаться реквизировать телеграфное оборудование. Пуен ведет почти ежедневные переговоры и в конце августа получает разрешение отправить четыре автомобиля навстречу Хаардту, однако им категорически запрещено двигаться далее Аксу.

  • Город Аксу в начале XIX века был окружён стеной с четырьмя воротами, насчитывал до 6000 домов с плоскими глиняными крышами, имел шесть караван-сараев и пять мечетей и представлял центральный пункт торговли на западе Китая, где сходились караваны из Китая, России, Восточного и Западного Туркестана, Кашмира и Индии. 08 октября 1931 года.

    Город Аксу в начале XIX века был окружён стеной с четырьмя воротами, насчитывал до 6000 домов с плоскими глиняными крышами, имел шесть караван-сараев и пять мечетей и представлял центральный пункт торговли на западе Китая, где сходились караваны из Китая, России, Восточного и Западного Туркестана, Кашмира и Индии. 08 октября 1931 года.

По пути, в каждом населенном пункте приходится отмечать паспорта, навстречу идут войска, направляющиеся к Хами. По мере приближения к Тянь-Шаню все меньше китайцев, все больше восседающих на осликах бородатых людей в тюрбанах. Добравшись за пятнадцать дней до Аксу, путешественники расположились в доме богатого торговца и уже на следующий день к ним приставлена охрана и даже в пределах города они вынуждены передвигаться в сопровождении солдата. Не говоря уж о том, что выехать за 200 км. в Марамбаши навстречу Хаардту, как он просит в своей телеграмме. В следующей телеграмме 5 октября начальник экспедиции извещает, что прибудет через три дня.

  • HOU в переводе с китайского: ОХРАНА CHAO в переводе с китайского: ДОКУМЕНТ HOU-CHAO значит ПАСПОРТ или ПРОПУСК Каждый китайский вооруженный солдат считает себя вправе проверить Huchao и багаж любого путешественника. Поскольку он подчиняется только своему непосредственному начальнику, паспорт, даже подписанный самим Президентом Китайской республики, не имеет для него никакого значения. Таким образом, чтобы пересечь Китай, экспедиции пришлось получать в каждом относительно большом населенном пункте специальный пропуск, коллекция которых покрывает площадь в 8 квадратных метров.

    HOU в переводе с китайского: ОХРАНА CHAO в переводе с китайского: ДОКУМЕНТ HOU-CHAO значит ПАСПОРТ или ПРОПУСК Каждый китайский вооруженный солдат считает себя вправе проверить Huchao и багаж любого путешественника. Поскольку он подчиняется только своему непосредственному начальнику, паспорт, даже подписанный самим Президентом Китайской республики, не имеет для него никакого значения. Таким образом, чтобы пересечь Китай, экспедиции пришлось получать в каждом относительно большом населенном пункте специальный пропуск, коллекция которых покрывает площадь в 8 квадратных метров.

Восьмого октября все подготовлено к торжественной встрече, когда в 10 часов утра всадник доставил записку от Хаардта: «Дорогой Морис, прибуду между полуднем и часом дня с моими 11 спутниками. Утром вы увидите караван из 30 верблюдов и 60 пони, опережающий меня на несколько часов, полагаюсь на вас, чтобы разместить их не слишком далеко от автомобилей». Отметив встречу праздничным обедом с шампанским, экспедиция отправится в путь 13 октября и 24 октября в районе Токсун встретится с выехавшим навстречу грузовиком.

  • Урумчи. Провинция Синьцзянь. Министр Ли. 29 октября 1931 года. Рисунок А.Яковлева.

    Урумчи. Провинция Синьцзянь. Министр Ли. 29 октября 1931 года. Рисунок А.Яковлева.

Ночами становится холодно: 27 октября, когда группа прибыла в Урумчи, столбик термометр опустился до минус 9°. Но это было только начало и, готовясь к зимним условиям, Пено изготавливает обогреватель кабины с забором тепла от выпускного коллектора, а Яковлев договаривается с русским портным об утеплении войлоком кабин. К слову сказать русская колония в Синьцзяне сильно разрослась в начале века, после того как сюда в 20-м году вступили белогвардейские части атаманов Б.В.Анненкова и А.И.Дутова, а затем, начиная с 32 года за счет бежавших сюда от коллективизации в СССР.

  • Путевые зарисовки Александра Яковлева отличались детальной наблюдательностью, декоративным изяществом и непринужденной элегантностью.

    Путевые зарисовки Александра Яковлева отличались детальной наблюдательностью, декоративным изяществом и непринужденной элегантностью.

Из переписки Пьера Тейяр де Шарден: «В этих условиях мы ближе познакомились с местным „обществом“: русские, датчане и даже забавная „принцесса Палта“ — монголка, ставшая парижанкой до кончиков ногтей... Приемы перемежаются заготовкой мехов и припасов на обратную дорогу. На днях прием давала отъезжавшая шведская экспедиция, на котором мне так понравились русские танцы. Настоящей радостью для меня было встретить здесь доктора Норина, геолога экспедиции Свена Андерса Гедина, работающего в Китае четыре года. Мы долгие часы провели за обсуждением геологического строения Центральной Азии...»

  • В  провинции Ганьсу. Декабрь 1931 года. В тридцатые годы XX века Китайская республика находилась в тяжёлом положении: то затихала, то вновь разгоралась гражданская война между правящей партией Гоминьдан, Коммунистической партией Китая и сепаратистами в провинциях.

    В провинции Ганьсу. Декабрь 1931 года. В тридцатые годы XX века Китайская республика находилась в тяжёлом положении: то затихала, то вновь разгоралась гражданская война между правящей партией Гоминьдан, Коммунистической партией Китая и сепаратистами в провинциях.

Прошло три недели после приезда в Урумчи, военные действия в районе Хами прекращаются, но экспедиция все еще «гостит» у губернатора. Китайцы тянут время, перемежая переговоры официальными обедами, на которых за спиной у каждого из гостей стоит охранник с «маузером». «Почему господин Хаардт так торопится? Дайте ему понять, — обращается маршал Кинг к переводчику, — что он хозяин в своей маленькой стране и он может делать, что ему угодно в Париже, здесь он никто и не может ничего без моего разрешения».

  • В провинции Нинся (ныне Нинся-Хуэйский автономный район). Январь 1932 года.

    В провинции Нинся (ныне Нинся-Хуэйский автономный район). Январь 1932 года.

Наконец Хаардт получил разрешение на отъезд и в 8 часов утра 30 ноября караван выезжает в направлении на Турфан. «Вопрос был исчерпан», после того как прибывшие из Франции по транссибирской магистрали три автомобиля были подарены губернатору Синьцзяна. Оставив позади разоренные войной районы, 5 декабря экспедиция прибывает в Хами. Далее лежат совершенно пустынные районы Гоби, зимнее путешествие по которым осложняли суровые холода. Остановки на ночь были чреваты риском не завестись на следующее утро, а не глушить моторы значило остаться без горючего. Поэтому было решено двигаться без остановок.

  • Полугусеничный вездеход руководителя группы «Китай» на выставке в Париже. 1932 год.

    Полугусеничный вездеход руководителя группы «Китай» на выставке в Париже. 1932 год.

«Мы ехали по двадцать часов в сутки, — рассказывал Лефевр. — Понемногу усталость возобладала над холодом... Неподвижность, на которую мы были обречены, замораживала нас, парализовывала нашу любознательность, мы впадали в оцепенение. Тогда как механики с воспаленными от бессонницы глазами, еще сопротивлялись, засыпая на пару часов каждую ночь, обняв руль. Тем не менее, два раза в день мы принимали пищу на свежем воздухе. Приходилось торопиться, чтобы кипящий суп в металлических мисках не превратился в сорбет. Мы поглощали его с жадностью, стоя».

  • Привал в пустыне. Декабрь 1931 года. Крупнейшая пустыня Азии Гоби простирается от гор Алтая и Тянь-Шаня на востоке до Северокитайского плато на западе.

    Привал в пустыне. Декабрь 1931 года. Крупнейшая пустыня Азии Гоби простирается от гор Алтая и Тянь-Шаня на востоке до Северокитайского плато на западе.

Для того чтобы совершить 600 километровый бросок через пустыню потребовалось отправить два грузовика на поиски зарытых шесть месяцев назад 5 тысяч литров бензина. Это 160-километровое путешествие через сожженные деревни среди замерзших трупов описано в дневнике Луи Одуен-Дюбрея. «Два часа мы рыли замерзшую землю кирками и лопатами в месте, указанном старым китайцем. На 10 квадратных метров мы сняли 50 сантиметровый слой льда и принялись рыть землю. Наконец, под очередным ударом кирки раздался металлический звон. Перед тем как приступить к погрузке пытаемся согреться ледяным спиртом... Грузим ящики с маслом и 75 бидонов с бензином...».

  • Караван проезжает через разоренные войной населенные пункты и пустынные районы Гоби.

    Караван проезжает через разоренные войной населенные пункты и пустынные районы Гоби.

После замены задней рессоры на грузовике «Фрегат», караван покидает дорогу и сворачивает прямо в пустыню. Остается еще одна проблема — вода. Дело в том, что все резервуары полопались от холода, остается единственное решение — перевозить блоки льда. Автомобиль-кухня может взять не более 300 кг., что представляет собой около 10 литров воды на человека. Экспедиция ориентируется как в море — по секстанту и компасу. Уже во Франции, анализируя дорогу от Хами до Калгана, ученые придут к выводу, что никто до того не делал географическую съемку этой местности и речь шла не просто о неизвестных названиях, но о белом пятне на картах.

  • Декабрь 1931 года. Бивуак в пустыне Гоби. В центре Жорж-Мари Хаардт, слева на стуле Александр Яковлев.

    Декабрь 1931 года. Бивуак в пустыне Гоби. В центре Жорж-Мари Хаардт, слева на стуле Александр Яковлев.

Из дорожных записок Мориса Пено «14 декабря. Два грузовика выезжают вперед с проводником Гумбо, который не знает, сумеем ли мы спуститься с плато. Гумбо с нами с самого начала, теперь он знает, как работает мотор и помогает нам в ремонтах, но до сих пор не может не встать утром на колени перед капотом автомобиля. Я даже видел, как он зажигал палочку с благовонием, чтобы разбудить дух мотора. Мы едем наугад более 50 километров. В 16 часов обнаруживаем наши старые следы. Все счастливы. Останавливаемся вечером, проехав 126 км.».

  • Сучжоу. 19 декабря 1931 года. Современное название Цзюцюань. Этот город в провинции Ганьсу на шоссе Ланьчжоу — Урумчи известен находящимся в сотне километров от него космодромом.

    Сучжоу. 19 декабря 1931 года. Современное название Цзюцюань. Этот город в провинции Ганьсу на шоссе Ланьчжоу — Урумчи известен находящимся в сотне километров от него космодромом.

Добравшись 18 декабря до Сучжоу, путешественники на скорую руку приводят себя в порядок, так как не мылись и не брились от самого Хами. Не доезжая Ляньчжоу, приходится маневрировать и преодолевать потоки, питаемые горячими источниками и недостаточно промерзшие, чтобы выдержать семь тонн. Лед ломается, тормоза примерзают к барабанам, приходится зажигать пропитанные бензином тряпки и греть тормоза.

  • 28 декабря 1931 года. Ланьчжоу, административный центр провинции Ганьсу. Основан на пересечении «Шелкового пути» с рекой Хуанхэ.

    28 декабря 1931 года. Ланьчжоу, административный центр провинции Ганьсу. Основан на пересечении «Шелкового пути» с рекой Хуанхэ.

28 декабря караван въезжает в Ланьчжоу и, чтобы выиграть время, Хаардт решает отправить вперед 3 января два вездехода и грузовик, тогда как вторая группа выезжает 7 января. Из дорожных записок Мориса Пено «Мы прибываем в Ляньчжоу в полдень и разбиваем лагерь во дворе немецкой католической миссии. Здесь мы находим провизию и четыре бутылки вина, которого не пробовали уже семь месяцев. Механики наряжают елку... Мы ужинаем под фонограф и 21 час все отправляются спать». И снова приходится двигаться без остановки, так как экспедиция пересекает места, имеющие дурную репутацию. Как сообщают местные жители, здесь были ограблены 18 караванов.

  • 23 января 1932 года. Пользуясь трехдневной остановкой у бельгийских миссионеров, путешественники приводят в порядок оставшееся вооружение – на трех вездеходах и на грузовике Фрегат стоят пулеметы.

    23 января 1932 года. Пользуясь трехдневной остановкой у бельгийских миссионеров, путешественники приводят в порядок оставшееся вооружение – на трех вездеходах и на грузовике Фрегат стоят пулеметы.

Из дорожных записок Мориса Пено «На следующий день мы проезжаем деревню, на которую напали бандиты. Жители оборонялись, одного взяли в плен и отрубили ему голову. Она выставлена на шесте на въезде в деревню. Вечером мы вынуждены остановиться, так как продвигаемся в дюнах и очень много следов. Надо дожидаться рассвета, чтобы сориентироваться. Но утром поднимается ветер и совершенно сбивает с толку. Эта песчаная буря длится целый день».

  • Потребовалось работать всю ночь, разбивая лед до самого берега и цеплять тросами три вездехода, чтобы вытащить машину, затем менять масло в моторе, коробке, мостах при помощи паяльной лампы и наконец, сушить ее, разложив костры.

    Потребовалось работать всю ночь, разбивая лед до самого берега и цеплять тросами три вездехода, чтобы вытащить машину, затем менять масло в моторе, коробке, мостах при помощи паяльной лампы и наконец, сушить ее, разложив костры.

К 10 января преодолевая 70 метровые дюны, экспедиция выезжает к паромной переправе на Желтой реке. Переправа будет долгой, чтобы доставить на утлом суденышке на другой берег великой китайской реки один автомобиль уходит три часа. Впрочем, в зимних условиях любая операция с машинами становилась для механиков настоящим испытанием. Однако 18 января 32 года им не оставалось ничего другого как, засучив рукава, высвобождать автомобиль Одуен-Дюбрея из воды. «Серебряный полумесяц» двигался по замерзшей поверхности ирригационного канала, когда 20 сантиметровый лед треснул...

  • К утру мотор заработал. 20 января караван продолжает движение по берегу замерзшей Желтой реки, однако лед недостаточно прочен и вездеходы продвигаются по дюнам, буксируя грузовики.

    К утру мотор заработал. 20 января караван продолжает движение по берегу замерзшей Желтой реки, однако лед недостаточно прочен и вездеходы продвигаются по дюнам, буксируя грузовики.

24 января караван попадает в песчаную бурю, приходится останавливаться каждые 10 метров. Из дорожных записок Мориса Пено «За утро мы демонтировали пять или шесть раз воздушные фильтры и всякий раз вытрясали из них не менее стакана песка, тонкого как мука. К 18 часам подъезжаем к городу. Однако ворота перед нами закрываются, солдаты на стенах берут нас на прицел. „Петро“ и проводник Яо ведут переговоры. Лучше обогнуть это место, что мы и делаем. Посреди ночи, автомобиль № 2 останавливается. Масло поднимается в цилиндрах, сломаны пружины клапанов. Два часа на ремонт и трогаемся дальше».

  • Несмотря на поломки «уставшей» от столь продолжительной эксплуатации в экстремальных условиях техники караван продвигается к Баотоу. Январь 1932 года.

    Несмотря на поломки «уставшей» от столь продолжительной эксплуатации в экстремальных условиях техники караван продвигается к Баотоу. Январь 1932 года.

25 января ломаются еще два автомобиля — нет компрессии. Механики меняют поршни и сегменты. На следующий день перед экспедицией захлопываются ворота еще одного города. Губернатор согласен пропустить караван, только после проверки имеющегося оружия: на объезд ушло два с половиной часа. В тот же день ближе к вечеру в очередной деревне солдаты берут на прицел головной автомобиль. Из воспоминаний механика Балурде: "На въезде в деревню мы увидели трех солдат, которые целятся в нас. Китайский проводник, сам бывший бандит, говорит нам, чтобы мы ни в коем случае не останавливались. Сбавляю ход и как только они опустили ружья и направляются к нам, нажимаю на газ и уезжаю.

  • Путь до Пекина серьезно осложняли холода, механикам порой приходилось работать при температурах воздуха — 25° и даже — 30°.

    Путь до Пекина серьезно осложняли холода, механикам порой приходилось работать при температурах воздуха — 25° и даже — 30°.

В этот момент слышим свист пуль. Мы проехали метров сто, как нас обгоняет второй автомобиль и нам кричат «По нам стреляют». Я выскакиваю из автомобиля с пулеметом вслед за Хаардтом. Занимаем позицию для ведения огня. На всех стенах вокруг нас расположились бандиты. Так как у нас никто не ранен, стреляю поверх голов. В этот момент капитан Пуен, грузовик которого остановился чуть дальше, бежит к нам с Шове и другим пулеметом. Огонь тут же прекращается, и главарь бандитов идет к нам с белым флагом. Хаардт и «Петро» идут ему навстречу. Главарь извиняется, объясняя, что принял нас за бандитов".

  • В населенных пунктах приходилось учитывать непредсказуемую реакцию местного населения. И чаще всего простое любопытство перерастало в агрессию.

    В населенных пунктах приходилось учитывать непредсказуемую реакцию местного населения. И чаще всего простое любопытство перерастало в агрессию.

В конце января караван добирается до железнодорожной станции Пау-Ту (Баотоу), где его поджидает почта, ром и даже сигареты «Сaporal» made in Paris, доставленные из Франции расставшимся с экспедицией еще в Сринагар Андре Герже. Отсюда до Пекина можно добраться на поезде и Хаардт отправляет вперед Мориса Пено, чтобы подготовить 24 февраля отплытие из Тянцизиня. Но и на оставшихся километрах работы механикам хватало, о чем наглядно свидетельствуют записки Кловиса Балурде. "5 февраля. На автомобиле № 3 ломается распредвал, ремонт занял три часа. Через сорок километров на той же машине ломается клапан. За два дня проехали 297 км.

  • Январь 1932 года. Пустыня. Гробницы императоров династии Мин и Цин.

    Январь 1932 года. Пустыня. Гробницы императоров династии Мин и Цин.

Недалеко от Калган на автомобиле № 4 летит амортизатор гусеницы, затем сразу два на «Серебряном полумесяце». Наконец располагаемся на своем старом бивуаке в Калган. Замена гусениц, полная смазка, ремонт прицепов, отдых... рутина". Не обошлось и без экзотических встреч: 2 февраля с Далай-лама, направлявшимся в Тибет. И снова вплоть до 10 февраля приходится латать гусеницы и вести переговоры с китайскими военными, прежде чем 12 февраля, проделав за 315 дней 12115 километров, караван въезжает в Пекин, где дипломатический корпус устраивает путешественникам торжественную встречу. На протяжении четырех дней — речи, коктейли, со всех концов мира приходят поздравительные телеграммы.

  • В Пекин объединенная экспедиция прибыла 12 февраля 1932 года, преодолев 12 115 км.

    В Пекин объединенная экспедиция прибыла 12 февраля 1932 года, преодолев 12 115 км.

Уединившись в своем номере в гостинице, Одуен—Дюбрей вспоминал: «Посреди Гоби я дал обет по прибытии в Пекин выпить три коктейля. Заказываю „Мартини“, „Бронкс“ и „Манхеттен“. Приносят, пробую, странно — они мне кажутся безвкусными. Внезапно меня охватывает желание избавиться от всего того, что пришлось одевать на себя в течение долгих месяцев. Какая радость избавиться от трех пар носок, из которых одни шерстяные, трех кальсон, двойных трусов, трех жилетов, двух рубашек, одна из которых подбита мехом... Смотрю на себя в зеркало — вот они благоприятные последствия многомесячного режима. Этих ночных обедов, стоя, когда ели мало и быстро. Это был здоровый образ жизни».

  • Луи Одуен-Дюбрей <nobr>(1887-1960)</nobr> участвовал в 1919 году в экспедиции Саура — Тидикельт, в <nobr>1921–22</nobr> годах в подготовительной экспедиции и в «Пресечении Сахары». В <nobr>1924–1925</nobr> годах — участник «Черного рейда».

    Луи Одуен-Дюбрей (1887-1960) участвовал в 1919 году в экспедиции Саура — Тидикельт, в 1921–22 годах в подготовительной экспедиции и в «Пресечении Сахары». В 1924–1925 годах — участник «Черного рейда».

Пресс-коммюнике Ситроен от 13 февраля «В телеграмме от 12 февраля 32 года, господин Ж-М.Хаардт сообщает о прибытии экспедиции в Пекин». После краткого воспроизведения наиболее ярких моментов путешествия, коммюнике сообщает: «Обратный путь: теперь миссия морем отправится в Ханой, чтобы затем своим ходом пересечь нашу прекрасную колонию Индокитай, Аннам, Сиам, спуститься на юг полуострова Малага и затем переправиться на восточный берег Индии. Затем она пересечет Индийскую империю, Персию и вернется в Бейрут через Аравийскую пустыню».

  • На улицах Пекина. 12 февраля 1932 года. Кстати, в 1928 году столица Китайской Республики была перенесена в Нанкин.

    На улицах Пекина. 12 февраля 1932 года. Кстати, в 1928 году столица Китайской Республики была перенесена в Нанкин.

15 февраля Хаард в последний раз ужинает вместе со всеми членами экспедиции. Из записок Мориса Пено "Мы должны покинуть Пекин в понедельник и погрузиться на японское грузовое судно, но г-н Хаардт просит задержать отъезд на сутки. Он хочет отужинать на прощание со всеми своими механиками. Он никогда этого не делал, хотя наши отношения были всегда самыми дружескими. Мы часто ели вместе, но он никогда не настаивал, чтобы остаться наедине с нами... Во вторник 16 мы выезжаем из Пекина в 8 часов утра... В Тяньзине нас встречает французская колония, и колониальные части играют Марсельезу...

  • Бадалинский участок Великой Китайской стены. 11 февраля 1932 года.

    Бадалинский участок Великой Китайской стены. 11 февраля 1932 года.

Выполнив таможенные формальности всего за три дня (22–24 февраля) группа грузится на маленькое японское грузовое судно Kaoku-Maru. Туман задерживает еще на три дня в Дайрень и чтобы скрасить ожидание командир корабля и директор компании устраивают японский ужин с гейшами. Встретив во время захода в Гонконг Хаардта, прибывшего из Шанхая на борту President-Jefferson, Пуен находит его уставшим, с высокой температурой, говорящим шепотом — ларингит. Он решает задержаться на несколько дней и дает указания по организации путешествия по Индокитаю. Рабочие группы отправятся вперед, не дожидаясь его.

  • Автомобиль-кухня (type P19) на выставке в Париже. 1932 год.

    Автомобиль-кухня (type P19) на выставке в Париже. 1932 год.

В Индокитае экспедиция разделилась на четыре группы: одна отправится на север Тонкина, вторая — кинематографическая — в Лаос... Третья группа — охотники на тигров и слонов. Четвертая займется отправкой во Францию гусеничных вездеходов, которые решено заменить колесными С6F. Эти автомобили на шасси маленького 1800 кг. грузовика С6 должны будут довезти экспедицию до Бейрута. Однако 17 марта в 9 часов утра группа Китай узнает о кончине Ж-М.Хаардта в Гонконге. Он умирает в ночь с 15 на 16 марта 32 года. Спутники ждут его в Хайфоне. Узнав об этом, Андре Ситроен телеграфирует: «Человек умер, но дело его живет. Доставьте во Францию тело вашего начальника. Скорблю вместе с Вами. Андре Ситроен».

  • Жорж-Мари Хаардт <nobr>(1884–1932)</nobr> с 1924 года член административного совета «Акционерного общества Андре Ситроен». Возглавлял все крупные экспедиции, организованные Ситроеном в Африке. Кавалер и командор ордена Почетного легиона (на фото слева).

    Жорж-Мари Хаардт (1884–1932) с 1924 года член административного совета «Акционерного общества Андре Ситроен». Возглавлял все крупные экспедиции, организованные Ситроеном в Африке. Кавалер и командор ордена Почетного легиона (на фото слева).

Вскоре выяснилось, что в начале апреля в Сайгон зайдет пакетбот Felix Roussel, на борту которого будет тело Хаардта. Тогда принимается решение пересечь Индокитай, чтобы успеть на этот корабль. Менее чем за 10 дней караван пройдет 1800 км, оставив позади знаменитый Заоблачный перевал и 130 000 гектар плантаций Мишлена. Пароход прибывает в Сайгон в субботу 2 апреля: все вездеходы выстроены на причале с приспущенными флагами. 4 апреля – ровно через год после старта в Бейруте отдаются швартовы. Корабль прибыл в Марсель 30 апреля и первым, кто поднялся на борт был Андре Ситроен.

  • Спустя несколько месяцев после возвращения во Францию кончает жизнь самоубийством руководитель группы «Китай» Виктор Пуэн.

    Спустя несколько месяцев после возвращения во Францию кончает жизнь самоубийством руководитель группы «Китай» Виктор Пуэн.

Похороны состоялись 2 мая в Париже. 18 июня открылась огромная выставка, посвященная экспедиции в Центральную Азию. 7 августа на глазах у актрисы Алис Косеа пустил себе пулю в голову Виктор Пуен. В своих воспоминаниях актриса приводит разговор с Пуеном перед его отъездом из Парижа: «Нельзя добровольно оставить женщину, которую любишь. И ради чего... — Значит, ты не можешь подождать? А как же жены моряков? — Если бы это была война, я бы ждала... А ты рискуешь жизнью ради рекламы Ситроена...». За несколько секунд до драмы она крикнула ему «Из-за женщины не стреляются...» Трагическая кончина Хаардта, затем Пуена, потом банкротство Ситроена породили немало слухов.

  • 30 ноября в большом амфитеатре Сорбонны в присутствии Президента Республики демонстрируются отрывки из будущего документального фильма. Впрочем, тут тоже не обошлось без почти, что детективной истории, т.к. отснявший 40 тысяч метров пленки Андре Соваж был отстранен от монтажа и фильм доверили делать Леону Пуарье...

    30 ноября в большом амфитеатре Сорбонны в присутствии Президента Республики демонстрируются отрывки из будущего документального фильма. Впрочем, тут тоже не обошлось без почти, что детективной истории, т.к. отснявший 40 тысяч метров пленки Андре Соваж был отстранен от монтажа и фильм доверили делать Леону Пуарье...

Можно много писать об огромным научных результатах экспедиции, ведь помимо кинопленки, было сделано около 10 тысяч фотографий, представлявших собой редчайшую документацию по Азии и Китаю. Отдельное место занимают работы художника Яковлева — тщательно выполненные портреты местных типажей, по сути, изучение рас и этнографических типов. Бортовой журнал Жоржа Ле Февра, день за днем воспроизводящий весь путь от Бейрута до Пекина и Сайгона. Работа археологов миссии, изучивших фрески Бамиана и открывших неизвестный манускрипт об истоках буддизма в стране хунза, изучение фресок около Турфана... Не говоря уж об исследованиях Тейяра де Шардена...

  • Афиша фильма об экспедиции Ситроена в Центральную Азию

    Афиша фильма об экспедиции Ситроена в Центральную Азию

Еще и сегодня утверждают, что экспедиция служила прикрытием крупной разведывательной операции, что не доказано, хотя и не исключено. В самом деле, военные немало способствовали успеху предприятия, на всем маршруте были мобилизованы дипломатические службы, задействованы были и радисты Дальневосточного флота, что, в общем-то, удивительно для простого рекламного пробега.

Автор благодарит за содействие Citroen Communication Departеment и Fondation Teilhard de Chardin.

Текст: Константин Комков
Фото: CITROEN COMMUNICATION

06.06.11

 
  • Константин, спасибо вам за труд! Отличная работа, читал взахлеб, с нетерпением ждал последней части. Очень было интересно. Очень хочется еще увидеть подобные статьи. / 06.06.11 / 15:31

  • Мне тоже очень понравилось :), +5 / 06.06.11 / 16:20

  • Мы постараемся в дальнейшем продолжать наше сотрудничество с Константином Комковым. Увы, такие материалы невозможно публиковать часто, слишком много времени уходит на их создание. / 06.06.11 / 17:31

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
    1. "Северные волки" ставят рекорд!

    2. Полярная экспедиция AMAROK

    3. Команда на пикапах Amarok пройдет сложнейший маршрут от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет.
      / 15.02.13
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 2)
    2. Всем бы так (часть 2)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 17.10.12
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 1)
    2. Всем бы так (часть 1)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 14.10.12
      / Репортаж
      /     1
    1. Шинный вопрос
    2. Шинный вопрос

    3. Зимние шины

    4. Ничего себе! Однако! Уверен, что ценники на новую «резину» заставляют произносить именно такие слова.
      / 05.10.12
      / Репортаж
    1. Комфорт повышенной проходимости
    2. Комфорт повышенной проходимости

    3. Honda CR-V

    4. Жаль, что тест-драйв новой Honda CR-V в Мюнхене закончился до начала Октоберфеста. А то бы я не только про автомобили рассказала, но и про пиво!
      / 04.10.12
      / Репортаж
      /     2
    1. MAZDA SPORT CUP 2012
    2. MAZDA SPORT CUP 2012

    3. MAZDA SPORT CUP 2012

    4. В Смоленске 22 сентября 2012 года финишировал Mazda Sport Cup 2012
      / 02.10.12
      / Репортаж